Калюжная Елена Владимировна, учитель-дефектолог (тифлопедагог)

Коррекционно-воспитательное значение подвижных игр в развитии зрения и движения детей с амблиопией и косоглазием МБОУ СОШ № 40

            Подвижные игры всегда любимы детьми дошкольного возраста. Выделяя коррекционно-педагогическое значение подвижных игр в воспитании детей с амблиопией и косоглазием , необходимо подчеркнуть, что развитие движений детей успешно осуществляется под контролем зрения и участием зрения, так как через него ребёнок получает информацию об окружающем мире, оно даёт возможность правильной ориентировки в пространстве.  

             У детей с нарушениями зрения с сравнении с нормально видящими  наблюдаются худшие результаты  в выполнении двигательных упражнений.  

            У дошкольников с амблиопией и косоглазием встречаются нарушения осанки, ассиметричность в телосложении, некоординированность и неритмичность движений , затруднённость ориентировки в пространстве.Все эти отклонения  в развитии вв значительной степени связаны  с патологией зрения. При монокулярном видении (одним глазом) отсутствует бинокулярное  и стереоскопическое зрение, обеспечивающие восприятие объема, величины.  

            Необходимо учитывать особенности зрительных и двигательных нарушений при организации и проведения  игр.           В подвижных играх  и спортивных упражнения  с детьми с амблиопией и косоглазием следует учитывать задачи развития и  тренировки нарушенных движений и зрительных функций.   

            Игры с ловлей и увёртыванием, лазанием и подпрыгиванием , бросанием и метанием способствуют  формированию у детей не только основных движений но и развитию глазодвигательных функций: фиксации, прослеживания, конвергенции и т.д.                                                                                                                                                                                                       В играх на метание, бросание, прокатывания у детей развивается глазомер и точность попадания , которые невозможны без участия зрения.   

             Для того, чтобы обеспечить  детям ориентировку в пространстве в процессе бега, ходьбы нужно использовать различные ориентиры: цветные кубики, флажки, ограничивающие пространство и показывающие направление движения.  Использование разнообразных атрибутов для ориентировки заставляет детей активно упражнять зрение, тем самым развивается  зрительно-двигательные возможности детей.                                                                                                                       В играх  спортивного характера (городки, бадминтон, футбол, хоккей формируются различных  навыки. Но развитие их невозможно без участия зрения, поэтому и здесь можно осуществлять работу по тренировке зрения. 

 При проведении подвижных игр  необходимо помнить  о рекомендациях врача-офтальмолога при организации двигательной активности детей с тем, чтобы не вызвать перегрузок на зрение.   

              Дети должны научиться понимать  состояние своего зрения и возможности сохранных органов чувств. Необходимо осуществлять сотрудничество с родителями. Они долны быть ознакомлены  с задачами и принципами лечения, воспитания и обучения. И учитывать рекомендации офтальмолога и тифлопедагога.                                                                                                    Родители  должны помнить , что ребёнок с нарушенным зрением  самостоятельно наблюдать за действиями не сможет . Надо использовать  все сохранные анализаторы. Необходимо вызвать у детей положительное эмоциональное отношение  к окружающим людям.   

               Весь процесс развития ребёнка зависит  от того, как сумеют педагоги и родители организовать его жизнедеятельность, с тем , чтобы были учтены  все стороны его здоровья и психического состояния.

31 августа 2024 в 23:42

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.