Калюжная Елена Владимировна, учитель-дефектолог (тифлопедагог)
Коррекционно-воспитательное значение подвижных игр в развитии зрения и движения детей с амблиопией и косоглазием МБОУ СОШ № 40Подвижные игры всегда любимы детьми дошкольного возраста. Выделяя коррекционно-педагогическое значение подвижных игр в воспитании детей с амблиопией и косоглазием , необходимо подчеркнуть, что развитие движений детей успешно осуществляется под контролем зрения и участием зрения, так как через него ребёнок получает информацию об окружающем мире, оно даёт возможность правильной ориентировки в пространстве. У детей с нарушениями зрения с сравнении с нормально видящими наблюдаются худшие результаты в выполнении двигательных упражнений. У дошкольников с амблиопией и косоглазием встречаются нарушения осанки, ассиметричность в телосложении, некоординированность и неритмичность движений , затруднённость ориентировки в пространстве.Все эти отклонения в развитии вв значительной степени связаны с патологией зрения. При монокулярном видении (одним глазом) отсутствует бинокулярное и стереоскопическое зрение, обеспечивающие восприятие объема, величины. Необходимо учитывать особенности зрительных и двигательных нарушений при организации и проведения игр. В подвижных играх и спортивных упражнения с детьми с амблиопией и косоглазием следует учитывать задачи развития и тренировки нарушенных движений и зрительных функций. Игры с ловлей и увёртыванием, лазанием и подпрыгиванием , бросанием и метанием способствуют формированию у детей не только основных движений но и развитию глазодвигательных функций: фиксации, прослеживания, конвергенции и т.д. В играх на метание, бросание, прокатывания у детей развивается глазомер и точность попадания , которые невозможны без участия зрения. Для того, чтобы обеспечить детям ориентировку в пространстве в процессе бега, ходьбы нужно использовать различные ориентиры: цветные кубики, флажки, ограничивающие пространство и показывающие направление движения. Использование разнообразных атрибутов для ориентировки заставляет детей активно упражнять зрение, тем самым развивается зрительно-двигательные возможности детей. В играх спортивного характера (городки, бадминтон, футбол, хоккей формируются различных навыки. Но развитие их невозможно без участия зрения, поэтому и здесь можно осуществлять работу по тренировке зрения. При проведении подвижных игр необходимо помнить о рекомендациях врача-офтальмолога при организации двигательной активности детей с тем, чтобы не вызвать перегрузок на зрение. Дети должны научиться понимать состояние своего зрения и возможности сохранных органов чувств. Необходимо осуществлять сотрудничество с родителями. Они долны быть ознакомлены с задачами и принципами лечения, воспитания и обучения. И учитывать рекомендации офтальмолога и тифлопедагога. Родители должны помнить , что ребёнок с нарушенным зрением самостоятельно наблюдать за действиями не сможет . Надо использовать все сохранные анализаторы. Необходимо вызвать у детей положительное эмоциональное отношение к окружающим людям. Весь процесс развития ребёнка зависит от того, как сумеют педагоги и родители организовать его жизнедеятельность, с тем , чтобы были учтены все стороны его здоровья и психического состояния. 31 августа 2024 в 23:42
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.