Калюжная Елена Владимировна, учитель-дефектолог (тифлопедагог)

Занятие в старшей группе«Медвёжонок Пух и его друзья»(взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя)

Тема: » Медвежонок Пух и его друзья».

Образовательные задачи:

· осуществлять взаимодействие воспитателей и тифлопедагога по формированию элементарных математических представлений коррекционной направленности у детей с нарушением зрения;

· учить ориентироваться в пространстве;

· различать и называть геометрические фигуры;

· решать арифметические задачи на сложение и вычитание;

· закреплять умения сравнивать числа;

· выкладывать решение примера с помощью набора цифр;

· использовать элементы рисования.

 Коррекционные задачи:

· корригировать внимание детей;

· активизировать зрительные функции;

· развивать слуховое восприятие;

· упражнять в определении глубины пространства;

· развивать прослеживающие функции;

· развивать мелкую моторику;

· активно использовать в речи пространственные предлоги.

Методы :

наглядные, словесные,  практические,

Приёмы:

вопросы к детям, беседа, художественное слово, практические действия детей, упражнения, вопросы к детям, создание проблемных ситуаций, ТСО, игровая мотивация, подведение итога.

Оборудование: картина с изображением медвежонка на зашумлённом фоне, аудиозапись, таблица на ориентировку на микроплоскости, набор персонажей для решения задач, два ёжика с набором грибов, краски и кисточки по количеству детей, набор цифр, игровая атрибутика для игры с лисой.

  Ход  занятия

 Тифлопедагог: Дети, сегодня к нам в гости придёт наш любимый сказочный герой. Он прислал нам свой зашифрованный портрет. Давайте мы внимательно рассмотрим его и догадаемся, кто к нам придёт.

Коррекционная игра » Узнай, что изображено на зашумлённом рисунке».

Вниманию детей предлагается рисунок, на котором изображён медвежонок на зашумлённом фоне. Дети должны обвести его фломастером по контуру (активизация зрительных функций).

Звучит грамзапись (лёгкие шаги, тихое  рычание)

Тифлопедагог: Дети, как вы думаете, кто к нам идёт большой медведь или маленький?

Дети: Маленький.

Тифлопедагог: Как вы догадались?

Дети: Он тихо рычит, и не так тяжело ходит (развитие слухового восприятия).

Появляется медвежонок. Дети радостно приветствуют его.

Пух: Дети я приглашаю вас всех отправиться в гости к моим друзьям. Они живут в лесу и будут рады вас видеть.

Дети по коррекционным дорожкам проходят на лесную полянку. В центре на мольберте висит плакат с нарисованными животными.

Пух:  Наш лес очень большой и эта картина поможет нам найти моих друзей.

 Задание «Расскажи, где мишка нарисовал животных?» (ориентировка на микроплоскости).

Дети определяют и  отражают в речи пространственное расположение животных

(гусеница находится в левом верхнем углу, бабочка в правом нижнем углу, ёжик в левом нижнем углу,  лиса в середине и т.д.).

 Тифлопедагог предлагает детям отправиться в гости сначала к бабочке,  потому что она находится ближе, чем остальные животные (определение глубины пространства для детей с амблиопией и косоглазием). Дети подходят к полянке (большой лист бумаги, разделённый  на 6 неравнозначных геометрических фигур).

Задание « На какие фигуры села бабочка».

Тифлопедагог и Пух предлагают детям поиграть с бабочкой, которая перемещается на большом листе бумаги, разделённого на фигуры. Дети должны  определить, на какую фигуру  села бабочка.

 Зрительная гимнастика

Дети подходят к импровизированной лесной школе, где на пеньках сидят лесные жители.

Пух:  А сейчас мы пришли с вами  в нашу лесную школу, к моим друзьям, здесь мы учимся считать, читать, но больше всего мы любим, решать задачи. Школа у нас лесная, поэтому и задачи у нас про наших жителей .Вы хотите их услышать?

 Воспитатель: Пух, мы можем не только слушать, но и решать задачи. Правда, дети? Пух (обращаясь к воспитателю) я не очень могу ещё хорошо читать, помогите мне прочитать детям задачи.

Воспитатель: Конечно,  мы поможем тебе Пух  (на фланелеграфе выклады-

ваются наглядное изображение задач).

Задание « Реши задачу»

Шесть весёлых медвежат Дядя ёжик в сад зашёл,

За малиной в лес спешат. Десять спелых груш нашёл.

Но один малыш устал: Три из них отдал ежатам,

От товарищей отстал. Остальное же – зайчатам.

А теперь ответ найди. Сколько груш получили зайчата?

Сколько мишек впереди?

Раз  к зайчонку на обед Под кустами у реки

Прискакал дружок сосед. Жили майские жуки:

На пенёк зайчата сели Дочка, сын, отец и мать.

И по две морковки съели. Кто их может сосчитать?

Кто считать, ребята ловок?

Сколько съедено морковок?

Пух обращает внимание детей на гусениц, ползущих в траве (заводные игрушки).

Задание « Сравни гусеницу по длине».

Тифлопедагог предлагает сравнить гусениц  и нарисовать гусеницу длиннее первой, но короче второй.

Физкультминутка

 Дети слышат, как спорят между собой два ёжика, кто из них сильнее. На одном ёжике 5 грибов, на втором 7 грибов (пособие на липучках).

Задание «Какой ёжик сильнее» (сравнение чисел)

Воспитатель предлагает посчитать количество грибов у каждого ёжика, и чтобы не обидеть друзей Пуха уравнять их. Дети предлагают уменьшить количество грибов, но воспитатель подводить детей к выводу, что ёжики поспорили о том, кто сильнее, а сильным может быть тот, у кого ноша тяжелее. Дети вспоминают другой способ уравнивания – увеличивают  на 2 гриба ношу первого ёжика Теперь у каждого ёжика стало по 7 грибов. Воспитатель предлагает детям показать Пуху и его друзьям, как можно выложить данный пример с помощью цифр и знаков сравнения.

Воспитатель: Теперь ёжики, когда вы опять начнёте спорить о том, кто сильнее, посмотрите на эти цифры и сразу поймёте, что вам нужно сделать, чтобы вы никогда не ссорились.

Пух вместе с детьми приходят в гости к лисе, которая предлагает детям поиграть с ней.

Задание « Угадай, где спряталась»

Дети закрывают глаза, в это время лиса прячется в разных местах (под деревом, на дереве, за кустом, между двумя деревьями, перед бревном и т.д.), но так, чтобы был виден кончик её хвоста . Тифлопедагог предлагает детям назвать местоположение лисы, активно используя пространственные предлоги .

Дети благодарят Пуха и его друзей и по коррекционным дорожкам возвращаются в детский сад.

Подведение итога.

19 сентября 2023 в 17:06

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.


3 ноября 2023 в 22:09

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.