Калюжная Елена Владимировна, учитель-дефектолог (тифлопедагог)

Взаимодействие учителя-дефектолога и педагога-психолога по литотерапии

Тема: «В гостях у Хозяйки Медной горы».

 Образовательные задачи:

· осуществлять взаимодействие тифлопедагога и педагога-психолога по активизации и развитию сохранных анализаторов;

· учить правильно, называть камни, обследовать их;

· учить аргументировать свои ответы;

· закрепить  навыки ориентировки в пространстве;

· закрепить знания объемных тел;

· формировать словарь;

· развивать описательную речь;

· формировать зрительно-двигательные умения  при обследовании геометрических фигур;

· развивать исследовательскую деятельность;

· закрепить умение работать с палочками Кьюизенера.

 Воспитательные задачи:

· воспитывать желание совершать добрые поступки;

· развивать  нравственно - волевые качества;

· учить доводить начатое дело до конца;

· воспитывать желание оказать помощь игровым персонажам;

· развивать эмоциональную сферу чувств;

 Коррекционные задачи: 

· активизировать зрительные функции;

· развивать слуховое восприятие;

· упражнять в определении глубины пространства;

· развивать прослеживающие функции;

· развивать мелкую моторику;

· учить видеть изображение камня  в зашумлённом рисунке;

· развивать осязательное восприятие;

· развивать цветовосприятие.

· упражнять в умении определять  камни на ощупь;

· учить соотносить цветное изображение камней с контурным изображением

 Методы:

Наглядно - словесные, словесно - практические, практические.

 Приёмы:

Вопросы к детям, беседа, художественное слово, практические действия детей, упражнения, создание проблемных ситуаций, ТСО, игровая мотивация, подведение итога.

Оборудование:

· рисунки на зашумлённом фоне;

· аудиозапись: « Звуки природы», «Горный ручей»

· коррекционные игры: «Узнай и назови камень», «Узнай изображение», «Соедини по точкам», «Дорожный указатель», «Волшебный короб»;

· два фланелеграфа;

· магнитная доска;

· цветные и контурные изображения камней;

· лист с нарисованными точками, фломастер;

· подставки, «Волшебный короб»;

· игрушка Хозяйки Медной горы, игрушка Гном;

· оборудование для проведения опыта.

  Ход занятия

Тифлопедагог: Сегодня мы отправимся в необычное путешествие. Прислушайся, пожалуйста, что за звуки ты слышишь?

Звучит аудиозапись «Горный ручей»

Ребёнок определяет  по звуку. Ч то это?

Тифлопедагог: А как ты определила, что это именно горный ручей? (вода течёт с гор, перекатывает камешки, и они становятся разной формы, величины)

Да сегодня мы отправимся в гости к Хозяйки Медной горы.

В горах живут много разных животных, птиц. А кто из сказочных героев там живёт?

Правильно гномы. Хозяйка Медной горы.

Далеко в горах живут гномы, которые добывают камни в пещерах.

Вот один из таких гномов и пришёл к нам сегодня в гости.

Гном к нам идёт

Волшебный короб он несёт

Руку в короб опусти

И камень ты найди

Тифлопедагог: Посмотри, пожалуйста, какой интересный короб нам принёс гном, он тоже улыбается, потому что чувствует, что здесь находятся друзья, которые знают, как нужно правильно и бережно относится к камням.

Тифлопедагог: Постарайся на ощупь найти среди других предметов именно камни.

Игра « Волшебный короб»

В ящике лежат несколько предметов и 2-3 камня, нужно достать только камни. Тифлопедагог задает  ребёнку вопросы: Как ты узнала, что в руках у тебя камень? Какой он на ощупь? (гладкий, шершавый, угловатый, с острыми краями, тяжелый, легкий, твёрдый, крепкий и др.)

Ребёнок на ощупь находит камни (лечебные) среди других предметов (киндер-сюрпризов, шариков, кольца, цилиндра, крышки, игрушки и т.д).

Гном предлагает отправиться в путешествие, но сначала надо выполнить следующее задание:

Гном: Если правильно соединить все точки, то можно узнать, куда мы сегодня отправимся

Игра «Соедини по точкам» (получается изображение горы).

Тифлопедагог:  Да сегодня мы отправимся в гости к Хозяйки Медной горы.

Давайте вспомним эту сказку.

Краткий пересказ сказки «Каменный цветок»

Гном: Я принёс камень, который поможет нам путешествовать. Если загадать желание, то он перенесёт нас к волшебной горе. Но прежде, чем отправится в путешествие, давайте вспомним свойства камней

Игра «Исследователи»

Ребёнку предлагается обследовать  и назвать свойства камня - азурит в сравнении с другими камнями.

Определение цвета и формы.
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные
Определение размера.
Вывод: камни бывают разных размеров.  

Тифлопедагог: Теперь нам нужны, будут очень чувствительные пальчики.
Подготовка рук.
Самомассаж

Две руки две сестры

Рисуют, лепят, моют

Помогают нам играть

И друг друга обнимать

Разотру ладошки сильно

Каждый пальчик обниму

На замочек их закрою

И тепло поберегу

Выпущу я пальчики, пусть бегут как зайчики

Каждый пальчик поплясал и с себя усталость снял.

Определение характера поверхности.
 Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.
Тифлопедагог: - А по твердости, они какие? (твердые)
 не все камни одинаково твёрдые…
- Как можно определить мягкость камня? (постучать, сжать, царапать)

 Вывод: камни - твёрдые.
 Рассматривание камней через лупу.
Тифлопедагог: Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.
(Ребёнок рассматривает камни.)
Тифлопедагог: Что интересного ты увидела? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.).

Молодец, очень внимательная, у меня есть интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают.
 Определение веса.
( по очереди держит камни в ладошках и определяет самый тяжелый и самый легкий камень. вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые)
Дыхательная гимнастика.

Берёт  любой камень, кладёт на ладонь, делает вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).Тифлопедагог:  Как ты думаешь, что будет с камнем, если положить его в воду? (Гипотезы) Почему ты так думаешь? (Доводы.) А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину? (Предложения)

Опыт. Плавучесть.
Тифлопедагог:  Берём ёмкость с водой и осторожно кладём один камень в воду. Наблюдаем.

Делятся результатом опыта, обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.
 Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

Тифлопедагог:  Посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках.

Составление рассказа о камне - азурит

Тифлопедагог:  Итак: изучив камень, что ты узнала о нём? (Этот камень называется азурит, он похож на маленькую пирамиду, это объемное тело, он синего цвета, блестящий, твёрдый, шероховатый, по сравнению с малахитом он лёгкий, тонет в воде.)

Гном: Мне очень понравилось, сколько разных свойств вы знаете о камнях. Азурит это необычный камень он помогает, лечит наши глаза, укрепляет наше здоровье. В сказочную страну попасть очень просто. Для этого не надо быть ни магом, ни волшебником, а надо быть любознательным. Находится эта сказочная страна не за тридевять земель, в тридесятом царстве, а у нас под ногами. Это - страна камней, в которой много жителей, и все они – разные и непохожие друг на друга: драгоценные, полудрагоценные.

Тифлопедагог: А найти дорогу в эту страну нам поможет вот этот дорожный указатель. Сегодня помогать в нашем путешествии будут наши глаза. Если они здоровы, то помогут нам чётче видеть окружающий мир, преодолеть все трудности, которые встретятся на нашем пути.

Игра «Дорожный указатель»

Соотносят цветные изображения камней с их контурными изображениями с помощью соответствующих верёвочек.

Тифлопедагог: А сейчас прикоснись к камню рукой, закрой глаза и мы отправимся в наше путешествие.

Тифлопедагог: Далеко находится горы, сейчас мы  всё ближе и ближе приближаемся к ним.

На столе появляется объемная гора, Данило-мастер, каменный цветок, гномы, камни.

Тифлопедагог:

Загадка:

В каменных палатах

Она живёт

Драгоценные камни людям даёт

Мастеров к себе зазывает и мастерству их обучает.

Появляется Хозяйка Медной горы.

Хозяйка Медной горы. Гном рассказал мне, что много вы знаете о моих камнях. Вот я сейчас и проверю

Игра  « Зашумлённый рисунок»

Ребёнок находит и обводит  пальцем изображение по контуру.

Зрительная гимнастика

Жили-были наши глазки

Были дружными они

Мы смотрели, мы играли

Наши глазки вдруг устали

Надо им скорей помочь-

Сделать упражнения

Вверх посмотреть

Вниз посмотреть

А потом по сторонам

Налево посмотреть

Направо посмотреть

Смотрим близко

Смотрим вдаль

Закрываем глазки - раз

Отдыхаем мы сейчас

Быстро-быстро поморгаем

Открываем-закрываем

Глаза часиками стали

И как стрелки побежали

(Движение глазами по кругу)

Раз, два, три так повторять

Если будем выполнять

То не будем уставать.

Хозяйка Медной горы: Справилась, молодец, а расскажи мне, для чего нужны камни (для украшений делают бусы, кольца, колье). Много разных людей стремятся увидеть мои богатства, но не многие могут это сделать.

Тифлопедагог: В кого превращается Хозяйка Медной горы, чтобы увидеть, как ведут себя люди в её владениях (в ящерицу). Почему?

Закрепляют правила поведения: громко не разговаривать, не бегать, не ломать камни, не пугать животных, не мусорить.

Тифлопедагог: А ты знаешь, Уважаемая Хозяйка Медной горы, что много книг мы прочитали и про камни всё узнали ……………………

Работа с интерактивной доской

Много книг мы прочитали

И про камни всё узнали

Где рождаются, живут

И откуда их берут

Камни разные бывают

Под землёй их добывают

Небеса нам их дают

Разный цвет есть у камней

Белый, серый, голубой

Выбирай на вкус любой

В крапинку, в полосочку

В дырочку и в точечку

Крупный, плоский и большой

Маленький, бесформенный

Вот какой он непростой

Друг природы неживой

Минералы, самоцветы

Горные породы

Все они часть природы

Имена у всех бывают

Камни тоже называют

Азурит, бирюза, гранит, рубин, аметист,

изумруд, малахит, опал, лазурит, алмаз

Всё для нас

Когда с камнями мы играли

Много свойств мы их узнали

Цвет, форму, величину

Их поверхность, глубину

Обследовали, рисовали

Даже в воду опускали

Камень украшеньем может быть

И  на пользу нам служить

Для здоровья камень

Нужен и для глаз оберегом он послужит

Он поможет, исцелит

Никому не повредит

Мир камней многообразен

Удивителен, прекрасен

Будем с камнем  мы  дружить

Дружбой надо дорожить.

Физкультминутка

Руки на пояс поставим вначале

Влево и вправо

Качнём мы плечами

Ноги на пятку поставим вперёд

Сделаем дружно мы поворот

Ну а теперь глубоко мы вздохнём

Дружно присядем и отдохнём.

Хозяйка Медной горы: Хорошо я открою вам свои богатства и покажу чашу, которую сделал Данила - мастер, если правильно назовёте мои камни

Игра «Узнай и назови камень»

Называют все камни (янтарь, малахит, азурит, розовый кварц, синий агат, цитрин, изумруд, рубин, бирюза и др.)

Игра «Соотнеси по цвету».

Соотносят по цвету камни и цветы

Тифлопедагог: Ты устала, и Хозяйка Медной горы приглашает тебя отдохнуть и послушать сказку об одном из её камней.

Релаксационная сказка

Ребёнок ложится на диван, закрывает глаза, на угол глаза кладётся камень - азурит.

Ритуал входа.

Психолог:

А теперь представь себе, что ты находишься внутри горы, в волшебной пещере. Там темно, но тебе комфортно, спокойно. А сейчас ты видишь, как вдалеке появляется синий цвет. Ты приближаешься к нему всё ближе и ближе. Видишь камень - азурит, от которого во все стороны расходятся лучи синего света!

Эти лучи освещают стены, потолок, пол пещеры. Вся пещера наполняется необычным, синим сиянием. Ты подходишь ближе, и синий свет освещает твои руки, поднимается всё выше, выше, освещает лицо, проникает в глаза, и наполняет их лечебным, синим светом.  От этого глаза становятся сильными, блестящими, ясными. Способными видеть окружающие предметы чётко и ясно. А теперь постарайся запомнить эти приятные ощущения и сохранить впечатления от них в течение всего дня. А  теперь вздохни поглубже, выдохни и открой глаза.

Ритуал выхода

Тифлопедагог: Спасибо тебе, за то, что ты показала нам свои богатства. Мы тоже хотим подарить тебе свой цветок, чтобы он тоже радовал твоих гостей.

Работа с палочками Кюизенера

Хозяйка Медной горы благодарит за такой подарок.

Тифлопедагог: Мы много сегодня путешествовали, узнали много нового, а сейчас давай отдохнём.

ПАЛЬМИНГ

Расскажу  я сказку

Жили, были в сказке глазки

Сложим ладошки и сильно потрём

Сильно-пресильно, чтоб разогрелись

Потом аккуратно к глазкам прижмем

Реснички опускаются

Глазки закрываются

Мы спокойно отдыхаем

Дышим легко, ровно, глубоко

Наши глазки отдыхают

Хорошо нам отдыхать

Но пора глазки открывать.

Тифлопедагог: А теперь нам пора возвращаться домой, давай мы опять прикоснёмся к нашему камню, закроем глаза и представим, как луч синего цвета перемещает нас обратно в детский сад.

 Подведение итога

Тифлопедагог предлагает рассказать о том, что нового и интересного узнали во время своего путешествия.

30 июня 2023 в 15:48

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.


3 ноября 2023 в 22:04

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.