Тема: «В гостях у Хозяйки Медной горы».
Образовательные задачи:
· осуществлять взаимодействие тифлопедагога и педагога-психолога по активизации и развитию сохранных анализаторов;
· учить правильно, называть камни, обследовать их;
· учить аргументировать свои ответы;
· закрепить навыки ориентировки в пространстве;
· закрепить знания объемных тел;
· формировать словарь;
· развивать описательную речь;
· формировать зрительно-двигательные умения при обследовании геометрических фигур;
· развивать исследовательскую деятельность;
· закрепить умение работать с палочками Кьюизенера.
Воспитательные задачи:
· воспитывать желание совершать добрые поступки;
· развивать нравственно - волевые качества;
· учить доводить начатое дело до конца;
· воспитывать желание оказать помощь игровым персонажам;
· развивать эмоциональную сферу чувств;
Коррекционные задачи:
· активизировать зрительные функции;
· развивать слуховое восприятие;
· упражнять в определении глубины пространства;
· развивать прослеживающие функции;
· развивать мелкую моторику;
· учить видеть изображение камня в зашумлённом рисунке;
· развивать осязательное восприятие;
· развивать цветовосприятие.
· упражнять в умении определять камни на ощупь;
· учить соотносить цветное изображение камней с контурным изображением
Методы:
Наглядно - словесные, словесно - практические, практические.
Приёмы:
Вопросы к детям, беседа, художественное слово, практические действия детей, упражнения, создание проблемных ситуаций, ТСО, игровая мотивация, подведение итога.
Оборудование:
· рисунки на зашумлённом фоне;
· аудиозапись: « Звуки природы», «Горный ручей»
· коррекционные игры: «Узнай и назови камень», «Узнай изображение», «Соедини по точкам», «Дорожный указатель», «Волшебный короб»;
· два фланелеграфа;
· магнитная доска;
· цветные и контурные изображения камней;
· лист с нарисованными точками, фломастер;
· подставки, «Волшебный короб»;
· игрушка Хозяйки Медной горы, игрушка Гном;
· оборудование для проведения опыта.
Ход занятия
Тифлопедагог: Сегодня мы отправимся в необычное путешествие. Прислушайся, пожалуйста, что за звуки ты слышишь?
Звучит аудиозапись «Горный ручей»
Ребёнок определяет по звуку. Ч то это?
Тифлопедагог: А как ты определила, что это именно горный ручей? (вода течёт с гор, перекатывает камешки, и они становятся разной формы, величины)
Да сегодня мы отправимся в гости к Хозяйки Медной горы.
В горах живут много разных животных, птиц. А кто из сказочных героев там живёт?
Правильно гномы. Хозяйка Медной горы.
Далеко в горах живут гномы, которые добывают камни в пещерах.
Вот один из таких гномов и пришёл к нам сегодня в гости.
Гном к нам идёт
Волшебный короб он несёт
Руку в короб опусти
И камень ты найди
Тифлопедагог: Посмотри, пожалуйста, какой интересный короб нам принёс гном, он тоже улыбается, потому что чувствует, что здесь находятся друзья, которые знают, как нужно правильно и бережно относится к камням.
Тифлопедагог: Постарайся на ощупь найти среди других предметов именно камни.
Игра « Волшебный короб»
В ящике лежат несколько предметов и 2-3 камня, нужно достать только камни. Тифлопедагог задает ребёнку вопросы: Как ты узнала, что в руках у тебя камень? Какой он на ощупь? (гладкий, шершавый, угловатый, с острыми краями, тяжелый, легкий, твёрдый, крепкий и др.)
Ребёнок на ощупь находит камни (лечебные) среди других предметов (киндер-сюрпризов, шариков, кольца, цилиндра, крышки, игрушки и т.д).
Гном предлагает отправиться в путешествие, но сначала надо выполнить следующее задание:
Гном: Если правильно соединить все точки, то можно узнать, куда мы сегодня отправимся
Игра «Соедини по точкам» (получается изображение горы).
Тифлопедагог: Да сегодня мы отправимся в гости к Хозяйки Медной горы.
Давайте вспомним эту сказку.
Краткий пересказ сказки «Каменный цветок»
Гном: Я принёс камень, который поможет нам путешествовать. Если загадать желание, то он перенесёт нас к волшебной горе. Но прежде, чем отправится в путешествие, давайте вспомним свойства камней
Игра «Исследователи»
Ребёнку предлагается обследовать и назвать свойства камня - азурит в сравнении с другими камнями.
Определение цвета и формы.
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные
Определение размера.
Вывод: камни бывают разных размеров.
Тифлопедагог: Теперь нам нужны, будут очень чувствительные пальчики.
Подготовка рук.
Самомассаж
Две руки две сестры
Рисуют, лепят, моют
Помогают нам играть
И друг друга обнимать
Разотру ладошки сильно
Каждый пальчик обниму
На замочек их закрою
И тепло поберегу
Выпущу я пальчики, пусть бегут как зайчики
Каждый пальчик поплясал и с себя усталость снял.
Определение характера поверхности.
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.
Тифлопедагог: - А по твердости, они какие? (твердые)
не все камни одинаково твёрдые…
- Как можно определить мягкость камня? (постучать, сжать, царапать)
Вывод: камни - твёрдые.
Рассматривание камней через лупу.
Тифлопедагог: Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.
(Ребёнок рассматривает камни.)
Тифлопедагог: Что интересного ты увидела? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.).
Молодец, очень внимательная, у меня есть интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают.
Определение веса.
( по очереди держит камни в ладошках и определяет самый тяжелый и самый легкий камень. вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые)
Дыхательная гимнастика.
Берёт любой камень, кладёт на ладонь, делает вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).Тифлопедагог: Как ты думаешь, что будет с камнем, если положить его в воду? (Гипотезы) Почему ты так думаешь? (Доводы.) А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину? (Предложения)
Опыт. Плавучесть.
Тифлопедагог: Берём ёмкость с водой и осторожно кладём один камень в воду. Наблюдаем.
Делятся результатом опыта, обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.
Тифлопедагог: Посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках.
Составление рассказа о камне - азурит
Тифлопедагог: Итак: изучив камень, что ты узнала о нём? (Этот камень называется азурит, он похож на маленькую пирамиду, это объемное тело, он синего цвета, блестящий, твёрдый, шероховатый, по сравнению с малахитом он лёгкий, тонет в воде.)
Гном: Мне очень понравилось, сколько разных свойств вы знаете о камнях. Азурит это необычный камень он помогает, лечит наши глаза, укрепляет наше здоровье. В сказочную страну попасть очень просто. Для этого не надо быть ни магом, ни волшебником, а надо быть любознательным. Находится эта сказочная страна не за тридевять земель, в тридесятом царстве, а у нас под ногами. Это - страна камней, в которой много жителей, и все они – разные и непохожие друг на друга: драгоценные, полудрагоценные.
Тифлопедагог: А найти дорогу в эту страну нам поможет вот этот дорожный указатель. Сегодня помогать в нашем путешествии будут наши глаза. Если они здоровы, то помогут нам чётче видеть окружающий мир, преодолеть все трудности, которые встретятся на нашем пути.
Игра «Дорожный указатель»
Соотносят цветные изображения камней с их контурными изображениями с помощью соответствующих верёвочек.
Тифлопедагог: А сейчас прикоснись к камню рукой, закрой глаза и мы отправимся в наше путешествие.
Тифлопедагог: Далеко находится горы, сейчас мы всё ближе и ближе приближаемся к ним.
На столе появляется объемная гора, Данило-мастер, каменный цветок, гномы, камни.
Тифлопедагог:
Загадка:
В каменных палатах
Она живёт
Драгоценные камни людям даёт
Мастеров к себе зазывает и мастерству их обучает.
Появляется Хозяйка Медной горы.
Хозяйка Медной горы. Гном рассказал мне, что много вы знаете о моих камнях. Вот я сейчас и проверю
Игра « Зашумлённый рисунок»
Ребёнок находит и обводит пальцем изображение по контуру.
Зрительная гимнастика
Жили-были наши глазки
Были дружными они
Мы смотрели, мы играли
Наши глазки вдруг устали
Надо им скорей помочь-
Сделать упражнения
Вверх посмотреть
Вниз посмотреть
А потом по сторонам
Налево посмотреть
Направо посмотреть
Смотрим близко
Смотрим вдаль
Закрываем глазки - раз
Отдыхаем мы сейчас
Быстро-быстро поморгаем
Открываем-закрываем
Глаза часиками стали
И как стрелки побежали
(Движение глазами по кругу)
Раз, два, три так повторять
Если будем выполнять
То не будем уставать.
Хозяйка Медной горы: Справилась, молодец, а расскажи мне, для чего нужны камни (для украшений делают бусы, кольца, колье). Много разных людей стремятся увидеть мои богатства, но не многие могут это сделать.
Тифлопедагог: В кого превращается Хозяйка Медной горы, чтобы увидеть, как ведут себя люди в её владениях (в ящерицу). Почему?
Закрепляют правила поведения: громко не разговаривать, не бегать, не ломать камни, не пугать животных, не мусорить.
Тифлопедагог: А ты знаешь, Уважаемая Хозяйка Медной горы, что много книг мы прочитали и про камни всё узнали ……………………
Работа с интерактивной доской
Много книг мы прочитали
И про камни всё узнали
Где рождаются, живут
И откуда их берут
Камни разные бывают
Под землёй их добывают
Небеса нам их дают
Разный цвет есть у камней
Белый, серый, голубой
Выбирай на вкус любой
В крапинку, в полосочку
В дырочку и в точечку
Крупный, плоский и большой
Маленький, бесформенный
Вот какой он непростой
Друг природы неживой
Минералы, самоцветы
Горные породы
Все они часть природы
Имена у всех бывают
Камни тоже называют
Азурит, бирюза, гранит, рубин, аметист,
изумруд, малахит, опал, лазурит, алмаз
Всё для нас
Когда с камнями мы играли
Много свойств мы их узнали
Цвет, форму, величину
Их поверхность, глубину
Обследовали, рисовали
Даже в воду опускали
Камень украшеньем может быть
И на пользу нам служить
Для здоровья камень
Нужен и для глаз оберегом он послужит
Он поможет, исцелит
Никому не повредит
Мир камней многообразен
Удивителен, прекрасен
Будем с камнем мы дружить
Дружбой надо дорожить.
Физкультминутка
Руки на пояс поставим вначале
Влево и вправо
Качнём мы плечами
Ноги на пятку поставим вперёд
Сделаем дружно мы поворот
Ну а теперь глубоко мы вздохнём
Дружно присядем и отдохнём.
Хозяйка Медной горы: Хорошо я открою вам свои богатства и покажу чашу, которую сделал Данила - мастер, если правильно назовёте мои камни
Игра «Узнай и назови камень»
Называют все камни (янтарь, малахит, азурит, розовый кварц, синий агат, цитрин, изумруд, рубин, бирюза и др.)
Игра «Соотнеси по цвету».
Соотносят по цвету камни и цветы
Тифлопедагог: Ты устала, и Хозяйка Медной горы приглашает тебя отдохнуть и послушать сказку об одном из её камней.
Релаксационная сказка
Ребёнок ложится на диван, закрывает глаза, на угол глаза кладётся камень - азурит.
Ритуал входа.
Психолог:
А теперь представь себе, что ты находишься внутри горы, в волшебной пещере. Там темно, но тебе комфортно, спокойно. А сейчас ты видишь, как вдалеке появляется синий цвет. Ты приближаешься к нему всё ближе и ближе. Видишь камень - азурит, от которого во все стороны расходятся лучи синего света!
Эти лучи освещают стены, потолок, пол пещеры. Вся пещера наполняется необычным, синим сиянием. Ты подходишь ближе, и синий свет освещает твои руки, поднимается всё выше, выше, освещает лицо, проникает в глаза, и наполняет их лечебным, синим светом. От этого глаза становятся сильными, блестящими, ясными. Способными видеть окружающие предметы чётко и ясно. А теперь постарайся запомнить эти приятные ощущения и сохранить впечатления от них в течение всего дня. А теперь вздохни поглубже, выдохни и открой глаза.
Ритуал выхода
Тифлопедагог: Спасибо тебе, за то, что ты показала нам свои богатства. Мы тоже хотим подарить тебе свой цветок, чтобы он тоже радовал твоих гостей.
Работа с палочками Кюизенера
Хозяйка Медной горы благодарит за такой подарок.
Тифлопедагог: Мы много сегодня путешествовали, узнали много нового, а сейчас давай отдохнём.
ПАЛЬМИНГ
Расскажу я сказку
Жили, были в сказке глазки
Сложим ладошки и сильно потрём
Сильно-пресильно, чтоб разогрелись
Потом аккуратно к глазкам прижмем
Реснички опускаются
Глазки закрываются
Мы спокойно отдыхаем
Дышим легко, ровно, глубоко
Наши глазки отдыхают
Хорошо нам отдыхать
Но пора глазки открывать.
Тифлопедагог: А теперь нам пора возвращаться домой, давай мы опять прикоснёмся к нашему камню, закроем глаза и представим, как луч синего цвета перемещает нас обратно в детский сад.
Подведение итога
Тифлопедагог предлагает рассказать о том, что нового и интересного узнали во время своего путешествия. 30 июня 2023 в 15:48 |