Калюжная Елена Владимировна, учитель-дефектолог (тифлопедагог)

Конспект коррекционного занятия по литотерапии в подготовительной к школе группе на тему: «Царство зелёного луча» ( для детей с амблиопией и косоглазием)

 Тема: «Царство зелёного луча»

  Образовательная область: «Познавательное развитие»

  Направление: Зрительное восприятие.

  Цель: Развитие познавательных интересов детей с депривацией зрения.

Задачи:

«Познавательное развитие»

· формировать представления о камнях, их назначении;

· учить делать обобщения;

· учить понимать значение использования камней камня для здоровья глаз;

· развитие любознательности, познавательной мотивации;

· формирование познавательной мотивации;

· формирование представлений  о свойствах и отношениях обьектов окружающего мира (форме, цвете, размере и т.д.);

· совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве.

 «Развитие речи»

· совершенствовать диалогическую форму речи;

· учить связно и последовательно выражать свои мысли, поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения;

· развивать монологическую  форму речи;

· развивать связную речь ребёнка;

· составлять рассказ с использованием камня;

· активизировать словарь ;

· совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях;

· закреплять правильное ,отчётливое произнесение звуков;

· обогащать речь ребёнка существительными и прилагательными, характеризующими свойства и качества камня.

 «Социально-коммуникативное развитие»

· формировать  у ребёнка готовность к совместной деятельности со взрослыми;

· формирование основ безопасного поведения в быту, социуме;

· воспитывать  взаимопонимание и дружеские отношения между  ребёнком и взрослым.

«Художественно-эстетическое развитие»

· развивать эстетические чувства детей, воображение;

· развивать художественно-творческие способности.

«Физическое развитие»

· развивать мелкую моторику обеих рук;

· координацию движений;

· формировать представления о технике безопасности и правилах обращения с камнем.

 

Коррекционные задачи:

· развивать сенсорные способности ребёнка при восприятии камней, с помощью зрения и осязания;

· коррекция нарушенных зрительных функций;

· развивать зрительно-осязательные способы обследования предметов;

· развивать зрительно-пространственное восприятие;

· учить ориентироваться в макро и микропространстве;

· развивать слуховое и зрительное внимание;

· узнавать на ощупь малахит.

Целевые ориентиры дошкольного образования:

· ребёнок владеет устной речью, использует её для выражения своих мыслей;

· правильно строит речевые высказывания в ситуации общения ;

· способен к волевым усилиям;

· следует социальным нормам и правилам поведения в разных видах деятельности;

· соблюдает правила безопасного обращения с камнями;

· проявляет любознательность;

· устанавливает причинно-следственные связи.

Освоение содержания образовательных областей:

· «Познавательное развитие»;

· «Социально-коммуникативное развитие;

· «Речевое развитие»;

· «Художественно-эстетическое развитие»

· «Физическое развитие»

Виды деятельности: коммуникативная, продуктивная, игровая,.

Форма проведения организованной образовательной деятельности: индивидуальная

Методы и приёмы:

Сюрпризный момент, беседа, показ и объяснение, рассматривание, практические упражнения, зрительная и пальчиковая гимнастика, поощрение.

Применяемые педагогические технологии: развивающее обучение, здоровьесберегающие

Средства реализации:

Аудиозапись «Звуки», кукла принцессы, набор объемных тел, манная крупа, камень-малахит.

Предварительная работа:

Рассматривание камней, бимануальное обследование, проведение игр и упражнений, практические упражнения по развитию мелкой моторики.

Участники: дети, тифлопедагог, психолог

Длительность: 25 минут.

Место реализации:  кабинет тифлопедагога.

Содержание организованной образовательной деятельности

Звучит аудиозапись (звук шагов).

Тифлопедагог: Прислушайся, пожалуйста, что за звуки ты слышишь? Правильно звук шагов, кто-то идёт к нам в гости. Посмотри, кто к нам пришёл в гости? Правильно принцесса. Давай мы с ней поздороваемся. Посмотри, как она нам улыбается. Давай и мы ей улыбнёмся, покажем, что мы тоже рады её видеть.

Тифлопедагог: Принцесса принесла с собой волшебные предметы и предлагает нам с ними поиграть.

Как называется этот предмет? (шар). Шар-это объемное тело или геометрическая фигура? Правильно это шар. Объясни, почему ты так думаешь? Давай, обследуем его и расскажем, составим рассказ о камне, какой он (гладкий-шероховатый, какой формы, цвета т. т.д.)

Составление рассказа с использованием алгоритма.

Тифлопедагог: Давай мы покажем принцессе, как мы умеем с ним играть.

Пальчиковая гимнастика

Тифлопедагог: Принцесса мы тебе сейчас покажем интересную игру в которую мы любим играть.

Коррекционная игра «Узнай на ощупь цвет предмета»

Сейчас мы закроем глаза и постараемся определить цвет предмета. Ребёнок закрывает глаза, тифлопедагог даёт ему в руки квадрат заданного цвета.

Тифлопедагог: А сейчас, принцесса, мы тебе покажем ещё одну интересную игру. Мы знаем, что ты принесла с собой манную крупу, а мы тебе покажем, как можно с ней играть, чтобы ты рассказала о ней своим друзьям, когда вернёшься в свой дворец.

Ребёнку даётся задание на определение свойств манной крупы (сыпучая. мелкая, мягкая). Ребёнку предлагается закрыть глаза и педагог становится сзади него и указательным пальцем рисует на спине ребёнка геометрическую фигуру на манной крупе.

Тифлопедагог: Мы долго играли и наши глазки устали, давай нашей принцессе покажем, как мы умеем играть с глазками, чтобы они были у нас здоровыми и не болели.

Зрительная гимнастика

Тифлопедагог предлагает поиграть в игру на развитие глазодвигательных функций

Коррекционная игра «Весёлые ладошки»

Тифлопедагог: У принцессы во дворце много разных камней и она принесла нам один из них.

Знакомство с камнем малахит. Предлагается ребёнку определить цвет, форму, величину и т.д.

Ребёнку предлагается лечь на диван и после расслабляющих упражнений мысленно отправится во дворец. Психолог кладёт камень на угол глаза и рассказывает сказку.

Релаксирующая сказка

Ребёнку предлагается пройти к столу. Педагог включает лампу зеленого цвета и направляет её на лист бумаги и предлагает рассмотреть цвет бумаги.

Тифлопедагог предлагает ребёнку нарисовать то, что ему запомнилось больше всего.

Тифлопедагог: Давай мы подарим наш рисунок принцессе, чтобы она показала его своим придворным художникам.

Ребёнок дарит рисунок и прощается с принцессой.

30 апреля 2023 в 19:57

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.


3 ноября 2023 в 22:00

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.