Калюжная Елена Владимировна, учитель-дефектолог (тифлопедагог)

Коррекционное занятие: «Кто в домике живёт»(средняя группа)

Коррекционное занятие  на тему:

                                    «Кто в домике живёт»  

                              для  детей с амблиопией и косоглазием

                                           (средняя группа)

                                                                  Разработал:

                                                                 тифлопедагог Е.В. Калюжная


                                                              - 2022 -

 Тема: «Кто в домике живёт».

Цель: Развитие навыков ориентировки в пространстве.

Образовательные задачи:

· развивать умение определять предметы по высоте, форме, цвету;

· закрепить знания о жилище животных;

· закрепить знания детей о предметах мебели;

· учить аргументировать свои ответы;

· закрепить  навыки ориентировки в пространстве;

· развивать связную речь;

· формировать словарь;

Воспитательные задачи:

· учить аккуратно, пользоваться клеем и кисточкой при выполнении аппликационной работы;

· развивать  нравственно - волевые качества;

· развивать эмоциональную сферу чувств;

· воспитывать умение помогать своему товарищу;

· доводить начатое дело до конца.

Коррекционные задачи:

· учить моделировать простейшие пространственные отношения из игрушек;

· упражнять в словесном обозначении расположения предметов в реальном пространстве и на плоскости листа бумаги соответствующими терминами;

· активизировать зрительные функции;

· развивать мелкую моторику;

· развивать осязательное восприятие;

· активно использовать в речи пространственные предлоги;

· развивать умение располагать игрушки по словесным инструкциям педагога.

Словарная работа: дом, комната, этаж, план комнаты, макет, мебель.

 

Методы:

Наглядно - словесные, словесно - практические, практические.

Приёмы:

вопросы к детям, беседа, художественное слово, практические действия детей, упражнения, вопросы к детям, создание проблемных ситуаций,  игровая мотивация, подведение итога.

Оборудование:

Демонстрационный материал - плоскостные картинки для фланелеграфа

(собака, птица, кукла, картинки с изображением конуры, гнезда, дома): макеты домов разного размера; макет комнаты, набор кукольной мебели, рисунок комнаты; раздаточный материал - вырезанные из цветной бумаги геометрические формы и цветы (для аппликации), клей, кисточка, картон.

Ход занятия

Тифлопедагог обращает внимание детей на макеты домиков, расположенных на столе (разной формы, цвета, величины). Предлагает осязательным путём обследовать их, уточняет, из какого материала сделаны домики, какие они на ощупь.

Тифлопедагог: Дети, перед вами, на столе, лежат картинки с изображением домиков (конура для собаки, гнездо для птицы, домик для куклы). Соотнесите изображение макетов домиков и картинки с аналогичным изображением. И скажите, домики одинаковые или разные?

Зрительно - осязательным путём дети определяют идентичность, схожесть изображений и макетов.

Тифлопедагог:

    Кто живёт в этом домике?

Дети: В этом домике живёт собака.

Тифлопедагог:

Как называется домик собаки?

Дети: Домик собаки называется - конура.

Тифлопедагог:

  А это кто? (показывает на птичку)

Дети:  Птичка.

Тифлопедагог: Покажите её домик. Как он называется?

Дети:

Домик птички называется - гнездо.

Тифлопедагог: Посмотрите внимательно, сравните и скажите, чей домик выше?

Дети осязательно - зрительным путём определяют высоту домиков.

Тифлопедагог вместе с детьми переходит к другому столу, на котором расположены макеты домов разного размера.

Тифлопедагог:

Что стоит у меня на столе? Как вы думаете, кто живёт в этих домах? Покажите, какой дом самый высокий, низкий. Сколько этажей в высоком доме? А сколько этажей в низком доме? (предлагает детям рукой провести по этажам низкого и высокого дома, закрепляя движение «глаз - рука»). А в этом доме сколько этажей?

Дети:

Один.

Тифлопедагог:

Расскажите, где расположен самый высокий дом, самый низкий, средний? Поставьте дома так, чтобы высокий дом был справа, низкий - слева, высокий - далеко, низкий  - близко.

Выполнение заданий детьми.

Зрительная гимнастика

Посмотри - ка на ребят дети смотрят друг на друга

Теперь на небо  - там птички летят. переводят взгляд вверх

Внизу, по травке, жук ползёт. Вниз

А слева - деревце растёт. посмотреть налево

Направо - алые  цветы, посмотреть направо

Закрыв глаза, понюхай ты. закрывают глаза

Над ними бабочка кружит, делают глубокий вдох

 Тифлопедагог:

  Дети, посмотрите, какая грустная кукла Катя, почему, как вы думаете?

Дети высказывают разные предположения.

Тифлопедагог: Правильно, потому что в её комнате пусто и неуютно (показывает детям макет пустой комнаты). Как бы вы чувствовали себя в такой комнате? Дети, посмотрите и скажите, чего не хватает в этой комнате? Правильно, мебели. А какие предметы мебели вы знаете, назовите их?

Дети, давайте внимательно рассмотрим рисунок комнаты, где и какая мебель должна стоять, и как она должна быть расставлена.

Дети рассматривают рисунок.

Тифлопедагог:

Где стоит стол? А где стоит стул? Что стоит рядом со столом?

Тифлопедагог предлагает детям расставить мебель в кукольной комнате.

Ребята, вы красиво расставили мебель. Чтобы стало уютнее, давайте кукле сделаем красивый коврик. Но прежде чем приступить к работе, мы с вами немного отдохнём.

Физкультминутка

И.п.- стоя.

1 - отвести согнутые руки назад, соединить лопатки - вдох;

2 - руки вперёд, как бы обнять себя - выдох. 2 раза.

Тифлопедагог предлагает детям вспомнить, как нужно правильно работать с клеём, кисточкой, пользоваться салфеткой.

Тифлопедагог:

Дети, а сейчас мы с вами будем украшать коврик (коллективная работа). Слушайте, внимательно, в какой последовательности, мы будем это делать. Сначала в центре наклеить круг, в уголках квадраты, между ними - треугольники.

Дети выполняют задание по мере инструкции педагога (поэтапно). Тифлопедагог уточняет знания детей о расположении геометрических фигур на коврике.

Тифлопедагог:

Дети, расскажите, пожалуйста, какая мебель стоит у вас в комнате. Где она стоит, как она расположена.

Ответы детей.

Пальминг

Подведение итога

17 января 2022 в 12:36 

3 ноября 2023 в 21:37

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.